Компания «Индия-Тур»
Адрес Москва, ул.Щепкина 8
Время работы 11:00-19:00
Телефон +7 495 108 1080
Мобильный (WhatsApp и Telegram)
+7 (915) 155-09-91
+7 (916) 180-0-180
Почта tour@india-tour.ru
Акции, Скидки, Спецпредложения
• Бесплатные дни в клинике Dr.Franklin
• Бесплатные дни в Travencore Heritage
• Скидка 30% на Somatheeram, Manaltheeram, AyurSoma
с мая по сентябрь
• Бесплатные дни в Ananda in The Himalayas
Аюрведа Тур
Заказать аюрведа-тур
Виза в Индию
Авиабилет в Индию
Медстраховка в Индию
Выбор аюрведического курорта
Правила на Аюрведе
Сколько стоит аюрведа?
Вопросы и ответы по аюрведе
Аюрведа-отзывы
7 экскурсий в Керале
Круиз по заводям
Настоящая Аюрведа только в Индии
Детокс туры
Аюрведическое лечение
Определение доши
Вата, Питта, Капха
Сочетание дош
Аюрведические программы
Панчакарма
Аюрведические процедуры
Аюрведический массаж
Аюрведические препараты
Диагностика в аюрведе
Аюрведа: лечение ожирения
Доктора аюрведы
Тибетская медицина
Программа "Долголетие"
Лекции д-ра Вигнеша
Обучение аюрведе
Клиники Индии
Клиники Кералы
Панчакарма клиники
Питание по аюрведе
Аюрведическое питание
Аюрведические рецепты
Аюрведические специи
Аюрведические масла
Консультация по питанию
Едем в Индию
Таможенная декларация
Дорожная сумка
Топ-15 подарков из Индии
Прививки и здоровье в Индии
Аюрведа в дорогу
Аэроэкспресс в аэропорт
Туры в Гималаи
Аюрведа Инфо
Отзывы об аюрведе
Статьи по аюрведе
Аюрведические книги
Аюрведическое видео
Аюрведические сайты
Аюрведа: скачать
Аюрведа магазин
Аюрведа в России
Панчакарма: из писем подруге |
Предыстория вопроса Если на йогу я пришла в надежде научиться лучше владеть своим телом и хотя бы задним числом реабилитироваться после старых травм, то к аюверде обратилась почти случайно, после лекции по аювердическому лечению и питанию в центре «Керала». Всё в основных положениях показалось мне простым, понятным и логичным: и всеобщая взаимосвязь всего со всем, и деление на разные типы людей и, соответственно, разное питание и режимы дня, причем особенно по душе пришлось то, что питаться нужно два-три раза в день, а не сто сорок семь раз, как говорят модные диеты, и что при приеме пищи должны присутствовать все шесть вкусов – острый, соленый, сладкий, горький, вяжущий, кислый. После лекции я пошла к доктору аюверды, чтобы получить рекомендации по диете для снижения веса килограмм этак на 10-12. Врач предложил пройти панчакарму – полное очищение тела. И обещал потерю минимум 7 кг, что звучало реально: мне одна женщина рассказывала, что после курса очищения в центре «Прасковья» похудела на 7 кг. В общем, я решила не откладывать в долгий ящик и пройти эту самую панчакарму немедленно. Первый этапПо-обывательски, я бы разделила панчакарму на три этапа: первые два – очищение тела – и последний – очищение головы. Между первым и вторым этапом – перерыв не меньше недели. К третьему этапу можно приступать, как я поняла, в любое время после первых двух. Масло, как его пьют и что при этом ощущают Масло гхи – топленое масло, возможно, с добавлением разных трав, на вид и запах – обыкновенная зеленая маслянистая жидкость без особого запаха и вкуса. Масло пьётся теплым и натощак, желательно с 8.00 до 10.00. Первые три дня мне масло на дом привозила медсестра, а последние два я ездила пить его в центр. С первого дня мне предлагали не смотреть в чашку и заткнуть нос ватой, чтобы не видеть и не чувствовать запах масла. Но я просто закрывала нос пальцами и старалась не смотреть. Особого отвращения к нему у меня не было. С каждым днем дозу масла увеличивали. На третий день дали заметно больше масла, и тогда же мне показалось, что оно горчит, а после появилась отрыжка. В первые два дня таких ощущений не было. На четвертый день масла дали еще больше, а на пятый – самую большую дозу – целую чашку сильно разогретого масла, чтобы легче пилось. Между глотками можно занюхать лимоном и выпить глоток теплой воды. Спать днем, заниматься физической активностью и мыть голову нельзя: из-за слабости организм подвержен травматизму и простудам. Особенно сложно не спать, поскольку первое время человек обессилен и вынужденно бездельничает. На третий день после бессонной ночи я сразу после приема масла завалилась спать и проснулась с невероятно тяжелой головой. Похоже, что при приеме масла днем действительно нельзя спать. С начала очищения в туалет по-большому совсем не хотелось. В последний день приема масла я сказала об этом врачу, который перед приемом масла назначил масляную клизму и успокоил, что это нормально: ведь состав и объем пищи резко поменялся. Клизма была с тем же маслом гхи. Сказали, что подействует либо через 15 минут, либо через несколько часов. Поскольку через 15 минут мне так ничего и не хотелось, я со спокойной душой выпила свою чашку масла и поехала домой. А клизма подействовала часов через шесть: это масло из меня просто полилось и в несколько заходов примерно в течение суток из меня вышло все накопившееся за несколько дней. В животе стало полегче, а на душе – повеселее. Еда и самочувствие в дни приема масла Завтракать во время приема масла нельзя, на обед можно съесть несоленый рис, сваренный на воде, а на ужин – чай и вареные овощи. Первые два дня я ела тушеные в воде кабачки с луком без соли и специй, на третий – тушеную в воде морковь с луком и яблоком, хотя фрукты вообще-то нельзя, на четвертый, кажется, тоже морковь или даже вообще ничего, на пятый - отварную свеклу. К сожалению, я не умею вкусно готовить вареные овощи и уже через три дня таких ужинов я была готова ограничиться только чаем, чтобы не есть эти самые овощи, которые к этому времени успели мне изрядно надоесть. Слабость была только поначалу, а со второго дня к вечеру начал наблюдаться подъем работоспособности, как будто высвобождалось огромное количество энергии, обычно затрачиваемое на переваривание пищи. А потом организм адаптировался и, начиная с обеда, после чашки риса начинался невероятный прилив энергии. И хотя в дни приема масла физической активностью заниматься нельзя, начиная с четвертого дня я скакала, как сайгак: с самого утра сил было так много, что хватило и на уборку дома, и на разъезды по Москве. Единственно, когда чувствовалось легкая слабость – при подъеме по лестнице с первого на второй этаж. Когда я сказала доктору, что чувствую себя нормально, он сказал, что если бы я занималась физическим трудом эти дни, то мне было бы плохо. Такое, мол, действие масла. Массаж-сома и пропаривание На шестой день начинается массаж и пропаривание, но самое главное – можно завтракать кашей и обедать овощным супом и вареными овощами, но ужинать – по-прежнему вареными овощами. В этот день я еле-еле дождалась утра, чтобы поесть геркулесовой каши (вместо рекомендуемой гречневой, просто геркулесовая была уже готова). На фоне общей голодовки каша на воде, без соли, без сахара и без масла доставила мне огромное удовольствие. А впрочем, я всегда любила каши без соли и сахара. Во время массажа меня несколько раз просили поменять позу: то сесть, то лечь, поэтому сам массаж получился недолгим и неутомительным. (Актуально для людей с проблемами с позвоночником: при долгом лежании болит спина и позвоночник «проваливается»). Потом я сходила в душ, помылась и наконец-то впервые за шесть дней вымыла голову, вышла – попила чаю и сходила в аювердическое кафе в самом же центре. Доктор отметил блюда, которые мне можно – томатный суп и плов из риса и овощей. Их я и съела, а одно взяла с собой на вечер, чтобы не давиться собственной стряпней. Особенно мне понравился томатный суп – как испанский гаспачо, но только горячий. В меню я вычитала, что плов готовится на масле гхи, и это привело меня поначалу в ужас: масло гхи к этому времени успело мне изрядно поднадоесть. Но голод пересилил, тем более, все было довольно вкусно, вот только корица, гвоздика и кориандр в плове были непривычны, но и непротивны. Десерты мне не разрешили: сладкое нельзя. Но я была безумно рада любой съедобной пище. Выводы после первого этапа 1. Самочувствие хорошее. Сил за время очищения – фактически голодовки – не только не убавилось, но даже заметно прибавилось. Особый прилив энергии наблюдался к вечеру. Второй этап – Васти – и что ему предшествовалоМежду первым и вторым этапами я придерживалась вегетарианской пищи, правда, в своем понимании, т.е. не ела мяса и рыбы, но позволяла себе иногда молочное и яйца. Позже я узнала, что между первым и вторым этапами очищения на завтрак нужно было есть рис или кашу, а на обед – либо фрукты, либо вареные овощи. Овощи всегда вареные. И никакого мучного. Пить можно только воду и зеленый чай. Изначально я этого не знала и возможно поэтому «наела свои килограммы» обратно: через две недели после первого этапа весы показали, что я сбросила всего 1,4 кг. Рис, который давали каждый день во время второго этапа очищения, заслуживает отдельного упоминания. Это замечательное блюдо, в которое, кроме зеленоватого масла гхи, добавляют куркуму, гвоздику, орехи кешью, изюм, морковь и, возможно, что-то еще, что делает его удивительно ароматным и вкусным. Маленькие клизмы В дни маленьких клизм общий массаж мне делала всё та же «бригада» парней, хотя в классической аюрведе женщину полагается массировать женщинам. Но мне было неудобно обижать массажистов и я решила не менять бригаду, хотя и чувствовала себя немного неловко: все-таки как-то неудобно быть фактически голой (не считая символической набедренной повязки) в присутствии мужчин. Массаж живота непосредственно перед клизмой (маленькой или большой), как и саму клизму, делала женщина-медсестра. Перед маленькой клизмой медсестра недолго массировала мне живот, потом делала клизму и переворачивала меня на спину, опять массировала живот и просила меня три раза прижать колени к животу. Единственный неприятный момент с маленькими клизмами заключался в том, что масло выливалось сначала, как ему и положено, через 15 минут в туалете, а потом – понемногу в течение всего дня уже там, где придется. И маленькие прокладки не спасали. Причем на четвертый, шестой и восьмой день содержимое маленькой клизмы выливалось все позже и все непредсказуемей. Если в первый день после маленькой клизмы содержимое клизмы вылилось уже через 10-15 минут, то на четвертый день – через несколько часов. Интересно, что произошло это сразу после того, как я положила в рот пирожок. Было такое ощущение, что пирожок «выдавил» из меня остатки масла: ливануло так, что никакие прокладки не спасли и вся одежда, включая нижнее белье и спортивные штаны, оказалась насквозь пропитана этим самым маслом. А остатки содержимого последней маленькой клизмы вышли хоть и не так драматично, но только на следующий день. Большие клизмы Перед большой клизмой массаж-сома не делают, но медсестра-массажист все равно мыла мне ноги, мазала маслом темечко и массировала голову (по аюверде так положено делать каждое утро: мазать маслом темечко и пятки). Потом подолгу массировала мне маслом живот, похлопывала и прикладывала к животу горячее полотенце и то же самое делала сзади в области крестца. Потом переворачивала меня на левый бок и делала клизму. Во время большой клизмы врач медсестра иногда поглаживала меня по часовой стрелке сзади в области крестца, а врач советовал дышать часто и через рот. Так называемое «собачье дыхание». (Сразу вспомнилось, что во время схваток дышать советуют точно также). После клизмы меня просили перевернуться на спину и полежать на спине некоторое время (с каждым разом этот промежуток времени увеличивался) и только потом идти в туалет. После душ и тот же рис с чаем: желудок не должен пустовать. В каком-то смысле большие клизмы «удобнее», чем маленькие: после них ничего не подтекает, все выливается в течение 15-30 минут, пока сидишь на унитазе, в худшем случае – еще и в душе после процедуры. И вообще апогей второго этапа случился со мной как раз в день первой большой клизмы. Накануне днем у меня был массаж-сома и маленькая клизма и за два первых дня таких несложных процедур я успела расслабиться, поэтому совершенно не задумываясь ни о чем, съела вечером в ресторане достаточно большое количество вегетарианской пищи, чтобы на следующее утро испытать настоящую агонию во время и после большой клизмы. Сидя на унитазе, я клялась вообще больше не есть никогда и нигде. Ту же клятву я повторила и в душе, где у меня схватил живот и совершенно неожиданно начали выходить кусочки тех самых вегетарианских блюд. Негативный опыт первой большой клизмы не прошел даром: накануне двух других больших клизм я прекращала есть уже с полудня. И последующие клизмы проходили все легче и легче: я уже могла свободно перевернуться на спину после клизмы и даже полежать так какое-то время. Выводы после второго этапа 1. Мне по-прежнему не хотелось ни мясного, ни мучного, ни картошки. Но такие же ощущения у меня были и во время Великого поста, когда только иногда хотелось творога и яиц. Пришло понимание того, что когда скудно и правильно питаешься – чувствуешь прилив сил. Особенно ясно стало то, что для поддержания жизнедеятельности много пищи не нужно и что в привычной жизни наш организм тратит слишком много драгоценных ресурсов на ее переваривание. Результаты двух этапов и «жизнь после» После второго этапа я не ходила к доктору: во-первых, не было времени, поскольку это был самый конец года, во-вторых, я обиделась. А дело было так: после очередного семинара в центре я разговорилась с девушкой (по виду – именно девушкой) примерно моих лет (то бишь от тридцати до сорока пяти), которая как раз заканчивала последнюю процедуру панчакармы – капли в нос. И она сказала, что прошла всю панчакарму за месяц (начала, как и я, с началом Рождественского поста) и похудела на 9-10 кг: на 4,5 кг после первого этапа, а затем еще на 5 кг. Оказывается, все это время, включая перерыв между этапами надо было придерживаться строгой диеты: на завтрак – рис или кашу, на обед – фрукты или вареные овощи, на ужин – вареные овощи. В промежутках можно было пить только зеленый чай и воду, а сырые овощи нельзя было есть ни при каких обстоятельствах, то же относилось к хлебу и вообще любому мучному и картошке. Тут-то до меня дошло, почему я вернула обратно почти все килограммы, сброшенные в первую неделю: строгой диеты и расписания приема пищи я не соблюдала. Но меня никто об этом и не предупреждал: мне сказали продолжать питаться по-вегетариански, а в моем понимании – это есть по мере необходимости все, за исключением мяса и, может быть, рыбы. От досады я начала жалеть о потраченном времени и выкинутых деньгах и решила, что третий этап – капли в нос – мне ну совсем не нужен. Обиду эту смертную мне удалось преодолеть лишь через неделю, когда я встречала в аэропорту ту самую подругу, которой регулярно писала подробные отчеты по панчакарме. При виде меня глаза у нее округлились, как у Гамлета при виде призрака своего отца. Первый ее комментарий был «Ты так помолодела». Второй (поскольку я ей уже писала о «смертной» обиде и о своем решении не проходить третий этап – капли в нос) – «Я прошу тебя прокапать эти капли». Тут я сообразила, что, видимо, выгляжу как-то по-другому, поскольку последний раз она меня видела не так-то уж и давно – всего три месяца назад. Потом припомнились комментарии моей сестры по поводу моей кожи, о её сиянии, о том, что ушли обычные для этого времени года проблемы кожи с сухостью и раздражением. Обида на врача прошла: я связала все эти эффекты с питием масла и его вливанием в мой организм. На лекции по аюверде врач говорил, что масло – единственное вещество, которое проникает через клеточную мембрану в саму клетку. И что масло прекрасно связывает и выводит токсины из организма. Совсем же успокоилась я после того, как неожиданно легко влезла в узкие джинсы и решила обмерить себя. Выяснилось, что бедра стали меньше на 4-5 см. Но талия – ни на миллиметр. Ну хотя бы бедра. Окончания второго этапа панчакармы «удачно» совпал с новогодними каникулами и отдыхом за рубежом. Особенно тяжело переживался прием пищи в ресторанах. Сразу почувствовалось, насколько тяжело организму дается переработка всех этих вкусностей: после еды прилива сил не происходило, даже наоборот – наблюдался один сплошной упадок. Хотелось спать, а организму не хватало стандартных трех-четырех часов на переработку пищи. Даже через пять-шесть часов я не успевала проголодаться, что означало только одно: организм был все еще занят переработкой того, что в него накануне забросили. Я уже не говорю об отрыжке и ужасном метеоризме после употребления некоторых особо концентрированных продуктов. Так что к концу отдыха я снова перестала есть мясо, рыбу и блюда с приправами (в них, как мне показалось, самая отрава). О той легкости, которую я испытывала в первую неделю панчакармы, оставалось только мечтать. Справедливости ради стоит вспомнить о том, что во время скудного питания я тоже мечтала: то о яблочке, то о стакане сока. Новые выводы после двух этапов и случаев нарушений режима: 1. Панчакарма имеет на тело долгоиграющий и как бы «изнутри идущий» эффект. Объемы тела уменьшаются даже тогда, когда уже не голодаешь. Заметно улучшается состояние кожи. Третий этап – НасьяПосле праздников я все-таки решила пройти процедуру очищения головы – насью, когда в течение трех дней в нос закапывают масло, которое надо отхаркнуть, не глотая. Я зашла к доктору, рассказала «про эффекты», попросила (и получила) рекомендации по диете конкретно для меня. Врач дал мне общий список продуктов, из которого были вычеркнуты нежелательные для меня, и сказал, что список можно корректировать по ощущениям. Еще прописал принимать два аювердических лекарства – жидкость и порошок – принимать два раза в день в течение двух недель. Видимо, для поднятия иммунитета. Насью делают два массажиста (или массажистки). Один из них смазывает маслом темечко и делает легкий массаж головы и шеи, затем пациенту паром распаривают лицо. В первый день к моему лицу еще и прикладывали теплое полотенце. Затем массируют лицо, особенно лоб и носогубную часть. Перед тем, как начать капать в нос, пациента просят дышать ртом и не проглатывать закапываемое масло. Во время закапывания в первый день второй массажист, обильно поливая маслом, массировал мне по часовой стрелке пятки и ладони. После закапывания нужно было сильно и резко вдохнуть масло, как бы «всосать его в мозги», потом полежать, пока массажист массировал лицо, а потом, не глотая, постараться его отхаркнуть. Также сильно и резко, чтобы омывшее лоб масло вышло. И так раза два: закапывают, массируют лицо, отхаркиваешь несколько раз. После процедуры зажигали какую-то тряпицу и давали вдохнуть этой гари одной и другой ноздрей. Затем я шла в отдельную комнату, где нужно было полежать какое-то время. Голову нельзя мыть почти в течение суток, фактически – до следующей процедуры закапывания. Поскольку мне все три дня процедуру делали разные массажисты, не могу не отметить, что процедура проходит легче, если знаешь и доверяешь массажисту. Или он тебе хотя бы внушает доверие. В один день из трех была замена массажиста. Как только я увидела заменяющего – а видела я его в первый раз – у меня появилось желание развернуться и уйти. Инстинктивное желание я подавила и очень сильно об этом пожалела во время процедуры. Массажист оказался с грубыми и нечувствительными руками. По-крайней мере, для меня. Эффект от процедуры и выводы после третьего этапа Не знаю, связано ли это было с очищением или с чем-либо другим, но на следующий день после первой процедуры капель, закрыв глаза во время расслабления после асаны, я четко увидела ярко-синий флюроисцентный профиль в горящем треугольнике. Йог-инструктор сказал, что это очень хороший знак: энергия поднимается выше по чакрам. А на следующий день после второй процедуры – в такой же ситуации – я увидела сиреневатое (грязно-пурпурное) пятно с вкраплениями того же самого флюроисцентного ярко-синего цвета. В интернете на картинках эти цвета соответствуют шестой и седьмой чакрам (межбровной и макушечной) – Аджна-чакры и Сахасрара-чакры. Основной вывод после третьего этапа – он способствует открытию чакр в области головы. Хотя у меня это, возможно, и простое совпадение. А может, я просто увидела цвета. Но что-то явно происходит. Через неделю после окончания последнего этапа панчакармы я сильно разболелась. Организм во время и после процедур очищения нужно беречь: не перенапрягаться, избегать сквозняков. Вот это я и не учла. Панчакарма: зачем она нужна? На аювердических курортах весь курс панчакармы занимает 21 день. Видимо, это два этапа по 8 дней, т.е. 16, плюс перерыв между ними, и плюс три дня капель в нос. У некоторых первый и второй этап занимает меньше (масло пьют 3 дня, а не 5 дней, как я), то же и с клизмами – возможно меньшее количество дней. Но мне кажется, двадцать один день выбран неслучайно, поскольку полностью соответствует временному промежутку, необходимому для выработки новой привычки. Три недели правильного питания – и у человека вырабатывается определенный стереотип пищевого поведения. Кроме того, появляются новые и обновляются старые пищевые ощущения. И появляется шанс начать все с начала: организм готов к перезагрузке. Виолетта Дегтярева
|
ТУРЫ В ИНДИЮ
Туры в Индию 2024-25
Махараджа Экспресс
Курсы валют
Поиск по сайту
Наши группы
Вконтакте |
|